Рекомендации педагогам по подготовке к экзаменам учащихся групп риска

Дети групп риска: правополушарные дети, дети-синтетики, тревожные дети, неуверенные дети,  дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации,  перфекционисты и отличники,  астеничные дети,  гипертимные дети, застревающие дети,  аудиалы и кинестетики.

Правополушарные дети

Краткая психологическая характеристика. Правополушарными называют детей, у которых значительно повышена активность правого полушария. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями. Основные трудности, возникающие при сдаче экзамена:  четко логически мыслить, структурировать,  сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.

Стратегии поддержки. На этапе подготовки теоретический материал необходимо проиллюстрировать примерами или картинками. Во время проведения пробного экзамена пробовать свои силы не столько в простейших  заданиях , сколько там, где требуется развернутый ответ.

Дети-синтетики

Краткая психологическая характеристика. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи. Основные трудности: анализ,  выделением опорных моментов в информации,  делением материала на смысловые блоки.

Стратегии поддержки На этапе подготовки очень важно развивать аналитические навыки. При изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные блоки и наполнять их конкретным содержанием. Во время проведения пробного экзамена ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделить главное в каждом вопросе.

Тревожные дети

    Краткая психологическая характеристика.  Учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Часто они перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, при ответе наблюдают за реакциями взрослого, задают множество уточняющих вопросов. Основные трудности Ситуация экзамена – оценочная, отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

   Стратегии поддержки.  Ha этапе подготовки важно создать ситуации эмоционального комфорта ,на предэкзаменационном этапе создать ситуации успеха, поощрения, поддержки. Во время проведения пробного экзамена важно обеспечить ощущение эмоциональной поддержки.

Неуверенные дети

    Краткая психологическая характеристика. Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей, испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания.     Основные трудности - ситуация экзамена, поскольку сложно опираться на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение.

   Стратегии поддержки На этапе подготовки получить положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение. Во время проведения пробного экзамена поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха.

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации

   Краткая психологическая характеристика. Это дети с низким уровнем произвольности, у них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У них неустойчивая работоспособность. Основные трудности. Экзамен  требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать время.

    Стратегии поддержки.  Ha этane подготовки важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные средства. Во время проведения пробного экзамена детям с недостаточно развитой произвольностью требуется помощь в самоорганизации. Например, ребенок может составить план своей деятельности.

Перфекционисты и отличники

   Краткая психологическая характеристика. Дети данной категории отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Для них характерен высокий уровень притязаний и неустойчивая самооценка. Основные трудности. Для данной категории детей недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно.

    Стратегии поддержки На этапе подготовки очень важно помочь скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Во время проведения пробного экзамена нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее.

Астеничные дети

    Краткая психологическая характеристика. Высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Основные трудности. Экзамен требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени . Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

    Стратегии поддержки На этane подготовки большoe значение имеет выбор оптимального режима подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога. Во время проведения пробного экзамена следует иметь в виду, что астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются.

Гипертимные дети

    Краткая психологическая характеристика. Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Основные трудности. Процедура экзамена требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями

    Стратегии поддержки На этапе подготовки очень важно не пытаться изменить темп деятельности. Необходимо развивать функцию контроля, то есть навыки самопроверки. Но время проведения пробного экзамена гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем- то общаться были минимальны.

Застревающие дети

     Краткая психологическая характеристика. Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Основные трудности Процедура экзамена требует высокой мобильности : необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может, представлять трудность для застревающих детей.

   Стратегии поддержки На этапе подготовки Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Во время проведения пробного экзамена задача взрослого по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым.

Аудиалы и кинестетики

    Краткая психологическая характеристика. Известно, что у человека имеется три основных модальности восприятия: аудиальная, визуальная и кинестетическая. Обучение в школе обычно включает опору на все три модальности (устные рассказы, наглядные пособия, практические работы), что в целом позволяет  усваивать программу детям всех трех групп. Основные трудности В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы, тестовый  имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков.

    Стратегии поддержки На этапе подготовки. Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала. Во время проведения пробного экзамена. Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. В случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается суть задания. Кинестетики могут помогать себе простыми движениями. Им также стоит разрешить, какую-то двигательную активность.

Ведущая модальность

    Краткая характеристика ученика. Визуальная. Ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т.д.  Аудиальная. Часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведёт как бы монолог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит всё, что вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет. Кинестетическая. Чаще всего очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на соприкосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен. Однако, зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач. 

поделиться в: