Как делать уроки с первоклашкой
Вот парадокс! Кроха так готовился к школе и с нетерпением ждал первого сентября, а спустя месяц он не хочет ходить на занятия и соглашается делать уроки только под бдительным присмотром родителей. Что же произошло? Почему малыш не хочет учиться? По мнению учителей начальных классов, в нежелании детей учиться виноваты, в первую очередь, сами родители. Именно они, действуя из самых лучших побуждений, «отбивают» у ребенка тягу к знаниям.
Переход от дошкольника к первокласснику - огромное событие в жизни семилетнего ребёнка и его родителей: первый звонок, первая учительница, первое домашнее задание, первые победы и первые неудачи... С первого школьного дня учеба становится обязанностью, и малышу нужно время, чтобы приспособиться к произошедшим изменениям. Дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не только от учительницы, но и от поведения родителей.
Самая распространенная родительская ошибка - это стремление вырастить вундеркинда. Еще задолго до поступления в школу ребенок осваивает большую часть программы первого класса и ему неинтересно останавливаться на достигнутом. Он готов двигаться вперед, а школьная программа не позволяет. Конечно, родителей тоже можно понять. Им хочется, чтобы их малыш был «самым-самым», и они стараются изо всех сил. Но, если ребенок действительно гений, то он и без Вашей помощи проявит себя. А обычному ребенку слишком много учиться тоже вредно. Дети быстро устают. И чем больше Вы будете его заставлять сидеть за книжками, тем хуже. В этом случае малыш воспринимает учебу как неприятную тяжелую обязанность и соглашается делать уроки только «из-под палки». Подготовка ребенка к школе должна заключаться в развитии познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения. Не пытайтесь во что бы то ни стало, как можно раньше, обучить ребенка письму, счету и чтению. Все это ему предстоит освоить в школе, причем очень быстро и легко. Основная задача родителей - поддержание интереса к знаниям в целом.
Кроме того, не стоит забывать, что первоклассники переживают огромный психологический стресс. Для ребенка началась новая жизнь, и он не в состоянии мгновенно свыкнуться с новой ролью. Поставьте себя на его место: новый коллектив, вместо воспитателя - учительница и новые обязанности. А родители вместо того, чтобы помогать, начинают предъявлять к первоклассникам слишком высокие требования и ребенок физически не в состоянии их выполнять. Помимо этого взрослые боятся, что ребенок будет без дела шататься по улице, и стараются максимально загрузить детский досуг. Они отдают малыша в несколько секций и требуют от него невозможного. Не каждый взрослый в состоянии удовлетворить запросы родительских амбиций, не говоря о семилетнем малыше.
Наиболее распространенные проблемы первого класса: -ребенок не может сосредоточиться и перескакивает с одного дела на другое; -ребенку необходимо, чтобы его контролировали; - он не в состоянии самостоятельно справиться даже с простейшим заданием; -малышу тяжело просидеть без движения 45 минут; -ребенку не нравится учиться; -его гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и прописи…
И общие советы, как их преодолеть :
Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хотя бы своим присутствием. Важно помнить, что у первоклассника только формируются навыки самоконтроля.
Непременным атрибутом учебы являются школьные принадлежности: всевозможные пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки… Первоклассник воспринимает их как новые игрушки. Поэтому не экономьте на этих необходимых атрибутах. Позвольте ребенку участвовать в выборе школьных принадлежностей: они поддерживают интерес к учебе. Однако не стоит покупать школьные принадлежности слишком ярких цветов и расцветок: это отвлекает и утомляет ребёнка.
Первокласснику необходим определённый распорядок дня. После школы и обеда дайте малышу один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается. Оптимальное время для выполнения уроков 16-17 часов – ребенок уже отдохнул после школы и еще не устал. Только не заставляйте его быстро бросить игрушки и садиться за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую. А лучше – дайте ему определённое время на окончание игры, обозначив время начала выполнения домашнего задания. Если Вы будете прерывать увлеченно играющего малыша - возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретет негативную окраску. Поэтому договаривайтесь с ребёнком, отводя ему фиксированное время на окончание игры.
Хотя некоторые психологи считают, что выполнение заданий надо начинать с самого трудного, пока внимание на высоте, - более продуктивно предложить ребёнку самому выбрать предмет, с которого он хотел бы начать выполнение домашнего задания. Чаще всего ребёнок выбирает тот предмет, который ему легче даётся и больше нравится. Это создаёт ситуацию успеха у ребёнка: он начинает чувствовать, что у него получается, он с интересом выполняет задание. Это придаёт ему силы и мотивирует на дальнейшую работу.
Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключение обязательно похвалите малыша: "Вот видишь, какой ты молодец! Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример". Тогда у ребенка появиться позитивная установка "Я могу".
Почаще хвалите маленького ученика за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если ребёнку легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научиться так же хорошо писать. В Ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте его смешными и обидными прозвищами, если он что-то плохо делает (например, "курица криволапая", «тупой», «глупый»…), чтобы избежать Вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смириться со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать, или не будет стремится хорошо выполнять задания.
Не забывайте, что многое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Не требуйте от своего ребенка невозможного. Пусть лучше у вас вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.
Как мы усваиваем информацию.
Учеба - это процесс, в котором взаимодействуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Вот их наиболее распространенное распределение.
Руки - 90% от того, что ребенок сделает сам, хотя бы один раз - он усваивает. Поэтому старайтесь, чтобы ребёнок не только слушал, но и пытался самостоятельно повторить пример, даже если ему кажется что ничего непонятно. Пусть попробует, а Вы при необходимости поможете. Только не берите инициативу в свои руки при первой же ошибке.
Рот - 70% того, о чем мы говорим - откладывается в памяти. Пусть ребенок повторяет за Вами вслух, а не молча слушает. Обсуждайте свои действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.
Уши - лишь 20% того, что ребенок слышит - он запоминает. Поэтому одних ваших объяснений будет недостаточно.
Глаза - 30% того, что малыш видит - он усваивает. Рисуйте ему наглядные картинки, объясняющие материал. Только рисунки должны быть не скучными, а веселыми и оригинальными, тогда у ребенка будут возникать ассоциации, и он легко поймет материал.