Климат семьи.
«Бесконфликтных» семей, пожалуй, просто не существует. Как бы ни были близки, внимательны друг к другу взрослые и дети, вряд ли в их отношениях вообще не возникает трений. Но в одних семьях конфликты не только разрешаются благополучно, не принося вреда «противникам», но даже содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в цепь затяжных препирательств, в изнурительную войну, от которой плохо всем.
Нередко можно встретить мнение, что причина затяжных конфликтов между взрослыми и детьми, между родителями, между коллегами по работе – неосведомленность конфликтующих сторон о правилах и нормах совместной жизни, о закономерностях воспитания. Отчасти это верно, но только отчасти. Одно лишь знание нравственных норм не поможет человеку наладить контакт с окружающими, если он сердцем и душой глух к их нуждам, заботам и интересам.
Только потребность во взаимопомощи и взаимопонимании может быть такой базой, на которой уже с помощью усваиваемых правил можно овладеть умениями и навыками человеческого общения. Практически так оно и бывает: в семьях, где взаимопомощь и взаимопонимание окружают ребенка с малых лет, дети естественно и органично, зачастую без специальных педагогических усилий вырастают нравственно воспитанными. Их воспитывает сама обстановка, окружающая их. И наоборот, нередко в благополучных с виду семьях, где, кажется, все есть – и достаток, и образование, и учтивые манеры поведения, растет человек, с которым никто справиться не может.
Причины, по которым в семью приходит неблагополучие (индикатором этого оказывается поведение ребенка), бывают разные. Самой скверной из них является нравственная «дремучесть» родителей, исповедование ими замшелой нравственности, не совместимой с правилами взаимопонимания и поддержки. От ребенка, выросшего в семье, где каждый остается глух к нуждам окружающих, каждый погружен лишь в собственные заботы, трудно ожидать внимания к воспитателю или преподавателю, а уж тем более к сверстникам. Несмотря на то, что в таких семьях царит обычно культ ребенка – «наследник растет», заботы родителей ограничены только его здоровьем, остальное никого не волнует.
Другой причиной неблагополучия в семье бывает чрезмерная забота о ребенке, чрезмерная опека его взрослыми. И бывает это нередко в семьях, в которых родители сами трудятся «не разгибаясь» и готовы помочь каждому. Но по отношению к детям их позиция такова: дети созданы прежде всего для радости, для ласки, для охранительной заботы. «Взрослыми они еще будут», «Вырастет и научится всему» - кому не приходилось слышать такие высказывания? А в итоге ребенок растет неприученным к усилиям, к преодолению затруднений. Да и зачем силы тратить, когда только позови – и все бегут на помощь. В результате получается, что в семье нравственно воспитанных родителей, которые готовы последний кусок хлеба отдать нуждающемуся, растет откровенный потребитель.
Третья крайность – чрезмерная строгость к ребенку. Исходный принцип таков: характер формирует и закаляет не радость, а осознание обязанностей, не поощрения и похвалы, а требовательность. Но при постоянном контроле за поведением ребенка у него не оказывается своей собственной детской жизни, где он мог бы сам принимать и выполнять решения, сам себе что-то разрешать и запрещать. В результате он становится безынициативным, лишенным навыков самодисциплины, самоорганизации. И даже не в том дело, сколько должно быть ласки и заботы, а в том, что они рождают – благодарность, ответную заботу и внимание к людям или эгоизм и ненасытную жадность. То же и с требовательностью: все дело в том, поддерживает ли она детские силы, способствует ли развитию ребенка или вызывает лишь чувство своей неполноценности, неумелости, виноватости. Если требования разумны и поддерживают лучшие побуждения ребенка, если они не вступают в противоречие с его стремлениями и инициативой – они не соперничают с добротой и радостью и выступают лишь подспорьем на пути к ним.