Регламентируется следующими нормативно правовыми актами:

Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц"

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г.  № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц"

Важная информация! в Закон об обращениях граждан и юридических лиц внесены существенные изменения, которые вступили в законную силу и начали действовать с 02.01.2023.

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г.  № 1786 "Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей"

Обращения могут быть поданы заявителями в письменной или электронной форме, а также изложены в устной форме.

Письменные обращения подаются нарочным (курьером), по почте, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Устные обращения излагаются в ходе личного приема.

При направлении в учреждение письменного обращения необходимо помнить следующее:

1. Обращения излагаются на белорусском или русском языке.

2. Письменные обращения граждан должны содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;

  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);

  • изложение сути обращения;

  • личную подпись гражданина (граждан). 

3. Письменные обращения юридических лиц должны содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;

  • полное наименование юридического лица и его место нахождения;

  • изложение сути обращения;

  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;

  • личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица.

4. Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

5. К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.

6. В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.

Письменные обращения, не соответствующие указанным требованиям могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в течение пяти рабочих дней о причинах оставления обращения без рассмотрения. После устранения нарушений граждане вправе вновь обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) в порядке, установленном Законом.

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

По устным обращениям граждан дается ответ в устной форме. Если граждане желают получить письменный ответ, они должны обратиться в главное управление юстиции с письменным обращением.


Обращаем Ваше внимание!

Начиная со 2 января 2023 г. подача электронных обращений в учреждение осуществляется посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел


В соответствии с Перечнем государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 15.10.2007 г. № 498, обращения подлежат рассмотрению по существу в указанных в перечне местных органах.

При этом решения местных органов могут быть обжалованы в указанные в перечне соответствующие вышестоящие органы.

В соответствии со статьей 20 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 300-З ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию.

Обращения в ГУО "Средняя школа № 27 г.Витебска"

Обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поступающие в адрес государственного учреждения образования "Средняя школа № 27 г. Витебска", рассматриваются в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

В учреждении образования рассматриваются обращения, поступившие:

  • в письменной форме;
  • в электронной форме;
  • в устной форме в ходе личного приема.

Письменные обращения граждан

Письменные обращения могут быть поданы нарочным (курьером), в ходе личного приема, либо направлены посредством почтовой связи по адресу:

ул. Ленинградская, 37, 210001, г.Витебск

Обращения излагаются на белорусском или русском языке.

Письменные обращения заявителей должны соответствовать требованиям, а именно:

1. Письменные обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, должны содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;
  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
  • изложение сути обращения;
  • личную подпись гражданина (граждан).

2. Письменные обращения юридических лиц должны содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;
  • полное наименование юридического лица и его место нахождения;
  • изложение сути обращения;
  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
  • личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.

Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.

В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.

Регистрация обращений и сроки при рассмотрении обращений

Обращения заявителей регистрируются в день их поступления, а обращения, поступившие в нерабочий день (нерабочее время), регистрируются не позднее чем в первый, следующий за ним рабочий день.

Обращения, поступившие в учреждение образования и относящиеся к его компетенции, рассматриваются не позднее 15 календарных дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

Если в обращении содержаться вопросы, не относящиеся к компетенции учреждения образования, в течение 5 рабочих дней обращение направляется для рассмотрения организации в соответствии с их компетенцией с уведомлением в тот же срок заявителя либо в тот же срок оставляется обращение без рассмотрения по существу с уведомлением об этом заявителя с указанием причины и разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении.

Оставление обращений без рассмотрения по существу

Письменные обращения оставляются без рассмотрения по существу, если:

  • не соответствует требованиям, предъявляемым к обращениям;
  • обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения являются обращениями работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
  • обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции учреждения образования;
  • пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
  • заявителем подано повторное обращение и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
  • с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.
  • обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.

Обжалование ответа на обращение

Ответ на обращение или решение учреждения образования об оставлении обращения заявителя без рассмотрения по существу может быть обжалован в суд в порядке, установленном законодательством.

Отзыв обращения

Заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного или электронного заявления.

Электронные обращения

Со 2 января 2023 г. органы государственной статистики осуществляют прием и обработку электронных обращений только посредством государственной единой (интегрированной) республиканской системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (обращения.бел).

Электронное обращение – обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений.

Электронное обращение излагается на белорусском или русском языке.

Электронное обращение гражданина должно содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;
  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
  • изложение сути обращения.

Электронное обращение юридического лица должно содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;
  • полное наименование юридического лица и его местонахождения;
  • изложение сути обращения;
  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.

К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться документы в электронном виде, подтверждающие их полномочия.

Суть электронного обращения не может излагаться посредством ссылок на интернет-ресурсы.

Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются посредством системы учета и обработки обращений (обращения.бел), за исключением случая, когда заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ.

Обращения, поступившие на адрес электронной почты, рассмотрению не подлежат, и ответы по ним не направляются.

Порядок рассмотрения обращений, поступивших в ходе личного приема

В учреждении образования проводится личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей, представителей юридических лиц (далее – личный прием) в соответствии с графиком, утвержденным директором учреждения образования.

Предварительная запись на личный прием к руководству учреждения образования ведется по телефону 66-53-62.

При устном обращении заявитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность. Представители заявителей должны предъявить также документы, подтверждающие их полномочия.

Должностные лица учреждения образования, проводящие личный прием, а также работники учреждения образования, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, не вправе отказать в личном приеме, записи на личный прием, за исключением случаев:

  • обращения по вопросам, не относящимся к компетенции учреждения образования;
  • обращения в неустановленные дни и часы;
  • когда заявителю уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы;
  • когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам;
  • когда заявитель применяет технические средства (аудиои видеозапись, кино-и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение;
  • при непредъявлении документа, удостоверяющего личность заявителя, его представителя, а также документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.

При временном отсутствии в день личного приема директора учреждения образования личный прием проводит лицо, исполняющее его обязанности. При временном отсутствии в день личного приема иного должностного лица, проводящего личный прием, директор учреждения образования обязан обеспечить своевременное и надлежащее выполнение функций временно отсутствующего должностного лица другим должностным лицом.

Если на день личного приема приходится государственный праздник или праздничный день, объявленный нерабочим, день личного приема переносится на следующий за ним рабочий день.

Устные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и ответы объявлены заявителям в ходе личного приема, на котором изложены устные обращения.

Если для решения вопроса, изложенного в устном обращении и относящегося к компетенции учреждения образования, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается заявителем в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном для письменных обращений.

Если решение вопросов, изложенных в ходе личного приема, не относится к компетенции учреждения образования, соответствующие должностные лица учреждения образования не рассматривают обращение по существу, а разъясняют, в какую организацию следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении.

Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

  • не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;
  • обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции учреждения образования;
  • заявителю уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;
  • заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;
  • заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение;
  • обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.
поделиться в: