Рекомендации психолога учителям - словесникам по работе с одаренными детьми

Очень важным этапом работы с одаренными детьми является  их выявление. Оно должно начинаться уже в начальной школе. Одаренность на ранних возрастных этапах должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. Мы придерживаемся  наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идеи - концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.

Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:

  • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  • творческости или креативности;
  • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
     

Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих.
В школе изучение потенциальных способностей детей важно  начинать уже в середине первого класса. Это необходимо для того, чтобы не потерять в начальных классах детей  с высокими способностями . А с возрастом эта универсальная, "общая способность" все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей  на развитие специальных. Здесь важная роль отводится учителям-предметникам.

На какие способности следует обратить внимание  учителям - словесникам?

Прежде всего это   лингвистические способности. Они    предполагают  владение как письменной так и  устной речью, умение  правильно воспринимать  через речь, мимику и жесты мысли и чувства других и передавать другим свои собственные мысли и чувства, а также точно и кратко выражать собственные переживания и мысли.

Когда вы выявили таких детей, то дальнейшая работа должна вестись по индивидуальному плану. Обычно качество работы с одаренными детьми определяется количеством победителей по предметным олимпиадам. И поэтому учителя стараются вместить как можно больше сведений в головы своим ученикам. Но мой опыт работы по психологической подготовке детей к участию в предметных олимпиадах  дает основание утверждать, что работа должна вестись по разным направлениям исходя из так называемых 4-х компонентов личности. Интеллектуально-продуктивный: ЗУНы; развитие конвергентного и дивергентного мышления; обучение способам запоминания, смысловой обработки информации. Одаренные дети очень рано настраиваются на накопление и переработку знаний. Во многих случаях это просто непрерывное их поглощение. Эту их страсть вполне разделяет школа, также направленная, прежде всего,  на передачу опыта, приобщение ребенка к знаниям.

В силу этого и некоторых других причин одаренные дети испытывают большие трудности, когда им предлагается проявить нестандартный подход, найти оригинальное решение.

Следующий компонент развития - социально-коммуникативный. Важно развитие навыков публичного выступления, умения взаимодействовать, работать в команде, развитие лидерских, организационных и коммуникативных способностей. Здесь очень уместна помощь психолога,  хотя многие учителя в этом не видят необходимости. Важно обращать внимание и на эмоционально-волевой компонент. Развитие навыков самоорганизации, саморегуляции, формирование умения управлять своим психофизическим состоянием, обучение приемам волевой мобилизации, коррекция неадекватной самооценки. Нельзя забывать и физический компонент: сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обучение методам нервно-мышечной релаксации.

Дети при подготовке к предметным олимпиадам испытывают очень серьезные умственные нагрузки. В условиях ограниченного времени, отводимого на олимпиаду, а это, как правило, 2-3 часа, участник должен полностью сосредоточиться на содержании выполняемых заданий и как можно меньше времени тратить на решение технических проблем.  Надо учить их культуре умственного труда. Опять здесь на помощь может придти психолог.  Работа  над  всеми компонентами повышает шанс вашим ученикам занять призовое место на олимпиаде.    Мой опыт работы с командами, представляющими наш район и область на предметных олимпиадах, показывает, что важным направлением должно стать формирование у участников мотивации. Дело в том, что в победе ученика заинтересован больше учитель, чем ребенок. Исключение  составляют учащиеся 11-х классов. Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Лишь деятельность, мотивированная подобным образом, может принести хорошие результаты. Поэтому я каждый раз работаю над развитием личной мотивации у учащихся, что и вам настоятельно рекомендую.  Попросите ваших учеников ответить на несколько вопросов.

1. Оп­ре­де­ли­те же­лае­мое со­стоя­ние. Во­прос “Че­го вы хо­ти­те?”

Про­верь­те, что­бы цель бы­ла за­яв­ле­на в по­зи­ти­ве ( Я хо­чу занять призовое место). Уточ­ни­те, на­сколь­ко это за­ви­сит от са­мо­го че­ло­ве­ка. Ре­зуль­тат реа­лен лишь то­гда, ко­гда за­ви­сит от са­мо­го че­ло­ве­ка и кон­тро­ли­ру­ет­ся им. Итак, “На­сколь­ко это от вас за­ви­сит?”

Оп­ре­де­ли­те ме­та­цель: “Ес­ли это у вас бу­дет, что вам это даст?” По­лу­чив от­вет на этот во­прос, сно­ва пред­ло­жи­те его, ис­поль­зо­вав в пер­вой час­ти но­вое за­яв­ле­ние ученика. (“Я хо­чу занять призовое место ”. - “Хо­ро­шо, а ес­ли ты уже занял призовое место, что те­бе это даст?” - “Ну, я по­лу­чаю хо­ро­шие оцен­ки, ме­ня хва­лят”. - “Хо­ро­шо, а ес­ли ты по­лу­ча­ешь хо­ро­шие оцен­ки и те­бя хва­лят, что это те­бе да­ет?” - “Я бу­ду чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­но и спо­кой­но”. - “Зна­чит, ес­ли я те­бя пра­виль­но по­ни­маю, ты хо­чешь чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­но и спо­кой­но. И для это­го ты хо­чешь занять призовое место. Та­ким об­ра­зом, мо­ти­ва­ция на обу­че­ние ста­но­вит­ся бо­лее глу­бо­кой и вы­те­ка­ет из лич­ной потребности ре­бен­ка.

2. Как вы уз­нае­те, что вы это уже имее­те?

Во­прос: “Пред­ставь, как ес­ли бы это у те­бя уже бы­ло, как ты это пой­мешь?” (“Пред­ставь се­бе, что ты уже занял призовое место. Как ты пой­мешь, что это у те­бя уже есть? Что ты ви­дишь во­круг (быть мо­жет, чье-то ли­цо), что ты слы­шишь (мо­жет быть, чей-то го­лос, ко­то­рый что-то го­во­рит), что ты чув­ст­ву­ешь? На что это по­хо­же?”). Об­ра­ти­те вни­ма­ние на сен­сор­ную ос­но­ван­ность це­ли - она вы­ве­ре­на в ка­те­го­ри­ях сен­сор­но­го опы­та: ви­жу, слы­шу, чув­ст­вую.

3. Что ме­ша­ет вам дос­тичь этой цели сей­час?

Во­про­сы: “Ка­кие спо­соб­но­сти и воз­мож­но­сти у тебя уже есть?” Здесь обыч­но на­зы­ва­ют хо­ро­шую па­мять, вни­ма­ние, уме­ние со­сре­до­то­чить­ся, же­ла­ние быть уве­рен­ным и спо­кой­ным, ум и т.п. Ес­ли ре­бе­нок за­труд­ня­ет­ся с от­ве­том, по­мо­ги­те ему, спро­сив, ка­кие ка­че­ст­ва по­мо­га­ют ему быть ус­пеш­ным в лю­бой дру­гой об­лас­ти.

Ка­ким бу­дет пер­вый шаг? Ес­ли ты  это по­лу­чи­шь, как это из­ме­нит твою жизнь? Как дос­тиг­ну­тая цель по­влия­ет на ок­ру­жаю­щих?”

Ес­ли обу­че­ние ас­со­ции­ру­ет­ся с чем-то при­ят­ным - оно эф­фек­тив­но. Си­туа­ции, в ко­то­рых че­ло­век был очень эмо­цио­на­лен, ос­та­ют­ся в па­мя­ти бла­го­да­ря ка­ко­му-то уди­ви­тель­но­му ме­ха­низ­му. В работе с одаренными детьми важно пересматривать и методы преподавания.

Представьте себе такую ситуацию. Од­на­ж­ды по ле­су шел муд­рец. И он уви­дел ле­со­ру­ба, пи­лив­ше­го ог­ром­ное де­ре­во ста­рой ту­пой пи­лой. Бы­ло яс­но, что ра­бо­та­ет тот уже очень дав­но, силь­но ус­тал, а ре­зуль­тат был очень не­ве­лик. “Что ты де­ла­ешь?”- спро­сил муд­рец. “Не ви­дишь - я ра­бо­таю!”- сер­ди­то от­ве­тил ле­со­руб. “Ес­ли ты за­то­чишь свой ин­ст­ру­мент, де­ло пой­дет го­раз­до бы­ст­рее,”- по­со­ве­то­вал муд­рец. “Не ме­шай мне, мне не­ко­гда, мне ра­бо­тать на­до,”- от­ве­тил уп­ря­мый ле­со­руб.

Важной целью учителя - словесника является формирование орфографической зоркости у школьников. Реализуются  эти  требования  с помощью широкого   спектра   педагогических приемов и  методов. Особую трудность для  детей представляет запоминание пассивной информации, т.е. сведений, которые невозможно осмыслить логически, а требуется просто запомнить

( словарные слова). Чтобы эта пассивная информация превратилась в активную необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда включится и заработает эмоционально-образ­ная память ребенка. Одним из свойств эмоционально-образной памяти является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения. Для успешной работы эмоционально-образной памяти наш ассоциативный информационный блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше — кроме того, улыбку и смех. Кстати сказать, смех не только активизирует эмоциональную память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала. Применительно к словарным словам, ассоциативную связь можно обыграть в шуточном стихотворении, забавной сказке, загад­ке или шараде. Чем неожиданней, комичней, аб­сурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Давайте рассмотрим несколько примеров (В. Агафонов «Метод аналогий в образовании).

Прием — нелепая ситуация: для примера выбираем слово «лопата».

Шёл на дачу в выходной
Я с лопатой надувной -
Хоть до дачи далеко,
С ней шагается легко.

Но копать ей трудновато:
Раз! — и лопнула лопата! 

Здесь еще используется прием «приемный родственник» - некоторая часть текста насыщается звуком, который соответствует запоминаемой букве. Очень удобная «зацепка» для памяти — каламбур, однако использовать его сложно, потому что не так просто подобрать каламбур для данного словарного слова. Пример использования каламбура можно видеть в стихотворении «Гори, зонт!» Собственно каламбур вынесен в заголовок, в самом же стихотворении трудные буквы обыгрываются в сюжете.

Взгляни скорей на горизонт:
Там между гор увидишь зонт!
На солнце зонт горит огнём,
Вот буквы «О» и «И» на нём.

Взгляни на слово «горизонт».
Увидишь «О», и «И», и… зонт!

Вы, вероятно, уже обратили внимание, что в пределах одного информационного блока информация о написании слова обыгрывается несколькими способами. Сделано это для того, чтобы использовать еще один важный прием — параллельное повторение. Часто именно это и приводит к усвоению материала с первого предъявления информационного блока.

Вы­де­ле­ние ор­фо­грамм - не­об­хо­ди­мая часть вы­пол­няе­мых за­да­ний. Гра­фи­че­ское обо­зна­че­ние пра­ви­ла по­мо­жет зри­тель­но­му за­по­ми­на­нию пра­во­пи­са­ния.

Ис­поль­зо­ва­ние на уро­ке пра­во­по­лу­шар­но­го и ле­во­по­лу­шар­но­го под­хо­да, ук­руп­не­ние-раз­ук­руп­не­ние ин­фор­ма­ции (оп­ре­де­ли­те наи­мень­ший ку­сок, с ко­то­ро­го мож­но на­чи­нать про­цесс обу­че­ния), опе­ра­ция срав­не­ния (что об­ще­го и что раз­лич­но­го), по­ли­мо­даль­ная (ис­поль­зо­ва­ние в  речи всех трех сис­тем – визуальной, аудильной и кинестетической)- эти и другие приемы помогут вам повысить обученность детей по предмету и дадут им шанс занимать призовые места на олимпиадах.

поделиться в: