Рекомендации психолога учителям - словесникам по работе с одаренными детьми
Очень важным этапом работы с одаренными детьми является их выявление. Оно должно начинаться уже в начальной школе. Одаренность на ранних возрастных этапах должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. Мы придерживаемся наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идеи - концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.
Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- творческости или креативности;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих.
В школе изучение потенциальных способностей детей важно начинать уже в середине первого класса. Это необходимо для того, чтобы не потерять в начальных классах детей с высокими способностями . А с возрастом эта универсальная, "общая способность" все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей на развитие специальных. Здесь важная роль отводится учителям-предметникам.
На какие способности следует обратить внимание учителям - словесникам?
Прежде всего это лингвистические способности. Они предполагают владение как письменной так и устной речью, умение правильно воспринимать через речь, мимику и жесты мысли и чувства других и передавать другим свои собственные мысли и чувства, а также точно и кратко выражать собственные переживания и мысли.
Когда вы выявили таких детей, то дальнейшая работа должна вестись по индивидуальному плану. Обычно качество работы с одаренными детьми определяется количеством победителей по предметным олимпиадам. И поэтому учителя стараются вместить как можно больше сведений в головы своим ученикам. Но мой опыт работы по психологической подготовке детей к участию в предметных олимпиадах дает основание утверждать, что работа должна вестись по разным направлениям исходя из так называемых 4-х компонентов личности. Интеллектуально-продуктивный: ЗУНы; развитие конвергентного и дивергентного мышления; обучение способам запоминания, смысловой обработки информации. Одаренные дети очень рано настраиваются на накопление и переработку знаний. Во многих случаях это просто непрерывное их поглощение. Эту их страсть вполне разделяет школа, также направленная, прежде всего, на передачу опыта, приобщение ребенка к знаниям.
В силу этого и некоторых других причин одаренные дети испытывают большие трудности, когда им предлагается проявить нестандартный подход, найти оригинальное решение.
Следующий компонент развития - социально-коммуникативный. Важно развитие навыков публичного выступления, умения взаимодействовать, работать в команде, развитие лидерских, организационных и коммуникативных способностей. Здесь очень уместна помощь психолога, хотя многие учителя в этом не видят необходимости. Важно обращать внимание и на эмоционально-волевой компонент. Развитие навыков самоорганизации, саморегуляции, формирование умения управлять своим психофизическим состоянием, обучение приемам волевой мобилизации, коррекция неадекватной самооценки. Нельзя забывать и физический компонент: сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обучение методам нервно-мышечной релаксации.
Дети при подготовке к предметным олимпиадам испытывают очень серьезные умственные нагрузки. В условиях ограниченного времени, отводимого на олимпиаду, а это, как правило, 2-3 часа, участник должен полностью сосредоточиться на содержании выполняемых заданий и как можно меньше времени тратить на решение технических проблем. Надо учить их культуре умственного труда. Опять здесь на помощь может придти психолог. Работа над всеми компонентами повышает шанс вашим ученикам занять призовое место на олимпиаде. Мой опыт работы с командами, представляющими наш район и область на предметных олимпиадах, показывает, что важным направлением должно стать формирование у участников мотивации. Дело в том, что в победе ученика заинтересован больше учитель, чем ребенок. Исключение составляют учащиеся 11-х классов. Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Лишь деятельность, мотивированная подобным образом, может принести хорошие результаты. Поэтому я каждый раз работаю над развитием личной мотивации у учащихся, что и вам настоятельно рекомендую. Попросите ваших учеников ответить на несколько вопросов.
1. Определите желаемое состояние. Вопрос “Чего вы хотите?”
Проверьте, чтобы цель была заявлена в позитиве ( Я хочу занять призовое место). Уточните, насколько это зависит от самого человека. Результат реален лишь тогда, когда зависит от самого человека и контролируется им. Итак, “Насколько это от вас зависит?”
Определите метацель: “Если это у вас будет, что вам это даст?” Получив ответ на этот вопрос, снова предложите его, использовав в первой части новое заявление ученика. (“Я хочу занять призовое место ”. - “Хорошо, а если ты уже занял призовое место, что тебе это даст?” - “Ну, я получаю хорошие оценки, меня хвалят”. - “Хорошо, а если ты получаешь хорошие оценки и тебя хвалят, что это тебе дает?” - “Я буду чувствовать себя уверенно и спокойно”. - “Значит, если я тебя правильно понимаю, ты хочешь чувствовать себя уверенно и спокойно. И для этого ты хочешь занять призовое место. Таким образом, мотивация на обучение становится более глубокой и вытекает из личной потребности ребенка.
2. Как вы узнаете, что вы это уже имеете?
Вопрос: “Представь, как если бы это у тебя уже было, как ты это поймешь?” (“Представь себе, что ты уже занял призовое место. Как ты поймешь, что это у тебя уже есть? Что ты видишь вокруг (быть может, чье-то лицо), что ты слышишь (может быть, чей-то голос, который что-то говорит), что ты чувствуешь? На что это похоже?”). Обратите внимание на сенсорную основанность цели - она выверена в категориях сенсорного опыта: вижу, слышу, чувствую.
3. Что мешает вам достичь этой цели сейчас?
Вопросы: “Какие способности и возможности у тебя уже есть?” Здесь обычно называют хорошую память, внимание, умение сосредоточиться, желание быть уверенным и спокойным, ум и т.п. Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему, спросив, какие качества помогают ему быть успешным в любой другой области.
Каким будет первый шаг? Если ты это получишь, как это изменит твою жизнь? Как достигнутая цель повлияет на окружающих?”
Если обучение ассоциируется с чем-то приятным - оно эффективно. Ситуации, в которых человек был очень эмоционален, остаются в памяти благодаря какому-то удивительному механизму. В работе с одаренными детьми важно пересматривать и методы преподавания.
Представьте себе такую ситуацию. Однажды по лесу шел мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?”- спросил мудрец. “Не видишь - я работаю!”- сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдет гораздо быстрее,”- посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо,”- ответил упрямый лесоруб.
Важной целью учителя - словесника является формирование орфографической зоркости у школьников. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов. Особую трудность для детей представляет запоминание пассивной информации, т.е. сведений, которые невозможно осмыслить логически, а требуется просто запомнить
( словарные слова). Чтобы эта пассивная информация превратилась в активную необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда включится и заработает эмоционально-образная память ребенка. Одним из свойств эмоционально-образной памяти является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения. Для успешной работы эмоционально-образной памяти наш ассоциативный информационный блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше — кроме того, улыбку и смех. Кстати сказать, смех не только активизирует эмоциональную память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала. Применительно к словарным словам, ассоциативную связь можно обыграть в шуточном стихотворении, забавной сказке, загадке или шараде. Чем неожиданней, комичней, абсурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Давайте рассмотрим несколько примеров (В. Агафонов «Метод аналогий в образовании).
Прием — нелепая ситуация: для примера выбираем слово «лопата».
Шёл на дачу в выходной
Я с лопатой надувной -
Хоть до дачи далеко,
С ней шагается легко.
Но копать ей трудновато:
Раз! — и лопнула лопата!
Здесь еще используется прием «приемный родственник» - некоторая часть текста насыщается звуком, который соответствует запоминаемой букве. Очень удобная «зацепка» для памяти — каламбур, однако использовать его сложно, потому что не так просто подобрать каламбур для данного словарного слова. Пример использования каламбура можно видеть в стихотворении «Гори, зонт!» Собственно каламбур вынесен в заголовок, в самом же стихотворении трудные буквы обыгрываются в сюжете.
Взгляни скорей на горизонт:
Там между гор увидишь зонт!
На солнце зонт горит огнём,
Вот буквы «О» и «И» на нём.
Взгляни на слово «горизонт».
Увидишь «О», и «И», и… зонт!
Вы, вероятно, уже обратили внимание, что в пределах одного информационного блока информация о написании слова обыгрывается несколькими способами. Сделано это для того, чтобы использовать еще один важный прием — параллельное повторение. Часто именно это и приводит к усвоению материала с первого предъявления информационного блока.
Выделение орфограмм - необходимая часть выполняемых заданий. Графическое обозначение правила поможет зрительному запоминанию правописания.
Использование на уроке правополушарного и левополушарного подхода, укрупнение-разукрупнение информации (определите наименьший кусок, с которого можно начинать процесс обучения), операция сравнения (что общего и что различного), полимодальная (использование в речи всех трех систем – визуальной, аудильной и кинестетической)- эти и другие приемы помогут вам повысить обученность детей по предмету и дадут им шанс занимать призовые места на олимпиадах.