Типы семей, предрасполагающие

к развитию психосоматических заболеваний детей

памятка для  родителей 

Ученые выделяют следующие типы, предрасполагающие к развитию психосоматических заболеваний детей:

  1. «Связывание » — это семья, в которой сложились жесткие стереотипы коммуникаций; при этом дети становятся инфантильными, отстают в эмоциональном развитии. Формула общения в такой семье: «Делай, как я тебе сказал».
  2. «Отказ» («отвержение») — ребенок как бы «отказывается» от себя, от своей личности. У него развивается аутизм (обособление, уход «в себя») и тенденция к автономности.
  3. «Делегирование» — родители потеряли реалистичное восприятие достижений своих детей; они воспринимают их как продолжение себя, возлагая надежды на осуществление своих несбывшихся планов на детей.

Семейное неблагополучие само по себе может стать причиной развития целого ряда психосоматических заболеваний (таких, например, как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и др.). 

Среди других факторов социального уровня, оказывающих влияние на здоровье человека, следует отметить умение оберегать и поддерживать контакты с друзьями, не замыкаясь на себе, и умение налаживать в целом социальные связи, хорошие взаимоотношения с другими людьми. Наконец, это вдумчиво организованный, разносторонний, познавательно и эмоционально насыщенный досуг с разумной оздоровительной практикой.

Нарушения в сфере социального здоровья могут быть обусловлены доминированием определенных личностных свойств (конфликтности, эгоцентризма и др.).

Вредное влияние на здоровье оказывает и такая черта характера, как «коммуникационное доминирование». Люди, которым она свойственна, всеми силами пытаются доминировать в компании, перебивают в разговоре собеседника, стремятся навязать свою точку зрения. Именно о таких людях говорят: «тяжелый человек».

Критерии неблагополучия семьи:

  • Асоциальное поведение
  • Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей
  • Насилие в семье

Асоциальная личность с присущими ей соответствующими чертами и стилем поведения не может считаться здоровым человеком. Криминальная ориентация, приверженность алкоголизму и наркомании, религиозный фанатизм (сектантство), политический экстремизм влекут за собой разрушительные последствия в сфере психического и физического здоровья. Это находит проявление в агрессивности, неприятии инакомыслия, сужении сферы жизненных интересов, догматическом мышлении, эмоциональной экспрессии или тупости, а также имеет продолжение в функциональных расстройствах (заболеваниях нервной системы), органических поражениях (язвы, инфаркты, инсульты, онкологические заболевания и др.).

Проанализировав критерии многих авторов, Никифоров отмечает  некоторые из наиболее часто называемых в литературе критериев психологического здоровья, распределив их в соответствии с видами проявления психического (процессы, состояния, свойства).

Из психических процессов чаще упоминаются:

  • максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения);
  • адекватное восприятие самого себя;
  • способность концентрации внимания на предмете;
  • удержание информации в памяти;
  • способность к логической обработке информации;
  • критичность мышления;
  • креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом);
  • дисциплина ума (управление мыслительным потоком).

  В сфере психических состояний в их число обычно включают:

  • эмоциональную устойчивость (самообладание);
  • зрелость чувств соответственно возрасту;
  • совладание с негативными эмоциями (самые разрушительные из них —  страх, гнев, жадность, зависть);
  • свободное, естественное проявление чувств и эмоций;
  • способность радоваться;
  • сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

Среди свойств личности — это:

  • оптимизм;
  • сосредоточенность (отсутствие суетливости);
  • уравновешенность;
  • нравственность (честность, совестливость и др.);
  • адекватный уровень притязаний;
  • чувство долга;
  • уверенность в себе;
  • необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид) ;
  • неленость;
  • независимость;
  • непосредственность, (естественность);
  • чувство юмора;
  • доброжелательность;
  • самоуважение;
  • адекватная самооценка;
  • самоконтроль;
  • воля;
  • энергичность, активность;
  • целеустремленность (обретение смысла жизни).

 

   Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегрированности, гармоничности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость и др.); ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности.

    Социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности; интерес к окружающему миру,  адаптация (равновесие) к физической и общественной среде; направленность на общественно - полезное дело; культура потребления; альтруизм; эмпатия; ответственность перед другими; бескорыстие; демократизм в поведении.

Ученые выделяют характерные, наиболее типичные признаки психического нездоровья, неблагополучия.

    В сфере психических процессов чаще упоминаются: неадекватное восприятие самого себя, своего «Я»; нелогичность; снижение когнитивной активности; хаотичность (неорганизованность) мышления; категоричность (стереотипность) мышления; повышенная внушаемость; некритичность мышления.

  К психическим состояниям обычно относят аффективную тупость; беспричинную злость; враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств; повышенную тревожность.

   Среди свойств личности можно отметить: зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя; утрата веры в себя, свои возможности; пассивность («духовное нездоровье»).

    В целом нездоровая личность достаточно дезинтегрирована; ей присущи утрата интереса, любви по отношению к близким; пассивная жизненная позиция. В плане самоуправления она отмечается неадекватностью самооценки; ослабленным (вплоть до утраты) или, напротив, неоправданно гипертрофированным самоконтролем; ослаблением воли. Ее социальное неблагополучие проявляется в неадекватном восприятии (отражении) окружающего мира; дезадаптивном поведении; конфликтности; враждебности; эгоцентризме (выливающемся в жесткость и бессердечность); стремлении к власти (как самоцель); вещизме и др.

поделиться в: